История и направления Ушу
Зачатки первых систем ушу возникли еще до становления китайской государственности, но до III-IVвв. видимо не существовало ушу в полном объеме. Была лишь подготовка воинов, "воинское ремесло", которое первоначально имело вид танцевально-боевых упражнений, а позже приобрело статус военизированной учебной дисциплины в специальных учебных заведениях.
К концу II века вся индивидуальная подготовка воинов была объединена под названием уи. Этот термин сохранялся на протяжении многих столетий, и впоследствии стал синонимом к ушу. В уи вошли цзюэди (борьба), шоубо (рукопашный бой), техники работы с оружием. Комплексы имитировали бой голыми руами, бой с оружием, защиту от вооруженного нападения. Обучение базировалось на комплексах формальных упражнений - таолу - которые выполнялись как индивидуально, так и с партнерами.
В периоды "Весен и Осеней" и Воюющих Царств жили и работали крупнейшие китайские философы: Конфуций, Лао-цзы, Мэн-цзы, Чжуан-цзы. Китаю был передан духовный импульс, повлиявший на развитие всей Восточной Азии в последующую пару тысячелетий. В Iв. в Китай из Индии начал проникать буддизм. Все эти философские системы учили видеть общее за разнородными вещами повседневности. Так как боевыми искусствами занимались не только простые воины (выступить в поединках на помостах не чурались даже некоторые императоры), то китайские воинские искусства постепенно начали сливаться с философскими системами, перерастая уровень простого набора приемов ведения боя. Возможно, именно благодаря этому они и не затерялись в веках, а развились и дожили до наших дней.
Примерно в VIв. в Китай пришел индийский миссионер Бодхидхарма, который стал проповедовать буддизм в монастыре Шаолинь неподалеку от Лояна. Согласно легенде именно он основал знаменитый шаолиньский стиль ушу. По преданиям впоследствии шаолиньские монахи помогли вернуть престол второму императору династии Тан - Ли Шиминю - и тот разрешил монастырю содержать монашеские войска. Появился специальный термин - усэн (монах-боец).
В сунскую эпоху (960-1279) немало монахов, в том числе и усэнов, стало уходить в мир, слагая с себя монашеские обязательства. В XIIIв. шаолиньское ушу пришло в упадок из-за многочисленных гонений на буддизм и монгольского вторжения. В 1224 году в монастырь Шаолинь пришел молодой человек, взявший монашеское имя Цзюэюань. Увидев плачевное состояние ушу в монастыре, он решил, что утеряна истинная традиция боевого искусства, и став ее возрождать он, фактически, создал новый стиль, доживший до наших дней.
В 1219 году, когда после завоевания Китая Чингиз-хан пошел войной на запад, в Китай стали переселять персов и арабов, исповедовавших ислам. Таких людей называли "сэму" ("цветноглазые"), они имели меньше прав, чем монголы, но больше, чем китайцы. В официальных документах династии Юань их именовали «хуэйхуэй». Пришедшие на восток мусульманские пехотинцы и артиллеристы в 1275 году в соответствии с указом основателя династии Юань "всюду вступать в общины жителей приграничья" из солдат стали крестьянами. Из этих людей, а также прибывших при династии Тан и Сун по морю арабских иммигрантов и принявших ислам китайцев и сформировалась нация хуэйцзу ("мусульман"). В течении более чем семисот лет своего существования нация хуэйцзу была неразрывно связана с ушу, которое они рассматривали как средство самообороны. Занятия ушу считались священнодействием, стимулировавшим дух мусульман.
В 1351-1368 годах народное восстание "красных повязок", под предводительством Чжу Юаньчжана (который сам был большим любителем ушу) положило конец монгольской династии Юань и привело на трон Поднебесной династию Мин, первым императором которой Чжу Юаньчжан и стал. Начался "золотой век" ушу.
В XVIв. приморские провинции Китая стали подвергаться опустошительным набегам японских пиратов. "Покарать бандитов и оберечь народ" было предписано Ци Цзигуану (которому к этому моменту было 27 лет). Он попал в трудную ситуацию: войска в тех местах были слишком малочисленны, и прекрасно подготовленные японские самураи без труда расправлялись с плохо организованными отрядами, пытавшимися давать им отпор. Поэтому Ци Цзигуан, будучи прекрасным знатоком ушу, решил привлечь отряды местного ополчения из бойцов ушу и народных мастеров. В 1561 году японцы в провинциях Чжэцзян, Фуцзянь и Гуандун были разбиты. Получив должность генерала Ци Цзигуан предписал всем своим воинам и даже высшему офицерскому составу заниматься ушу. Сведя воедино многие системы военной подготовки, он написал трактат "Цзисяо синьшу" ("Новая книга записей о достижениях [в военном деле]"). Благодаря деятельности Ци Цзигуана XVIв. считается переломным в истории ушу.
Правление династии Мин было эпохой стабильного, методичного совершенствования и мирного сосуществования различных школ. Однако ничто не вечно.
Традиционные стили Ушу:
Предлагаемое ниже описание ни в коей мере не претендует на список всех распространенных в настоящее время стилей Ушу. В одном только Китае их, по некоторым данным, бытует несколько сотен.
Существуют сотни стилей ушу. Попытка классифицировать их - дело абсолютно безнадёжное. Исторически существовали следующие попытки классификации:
• Классификация по принципу «Север-Юг». Бытует мнение, что, якобы, для северных стилей характерны широкие, высокие позиции, большое количество ударов ногами, многочисленные перемещения, в то время как южные стили характеризуются низкими позициями, малоподвижностью, упором преимущественно на действия руками. Однако существует много стилей как на севере, так и на юге Китая, которые абсолютно не укладываются в эту схему.
• Классификация по трём центрам возникновения («Шаолинь, Удан, Эмэй»). Легенды утверждают, что, якобы, существует три центра возникновения стилей ушу: буддийский монастырь Суншань Шаолинь в провинции Хэбэй, комплекс даосских храмов в горах Удан в провинции Хубэй, и буддийские и даосские монастыри в горах Эмэй в провинции Сычуань. Однако в эту схему абсолютно не вписываются многочисленные стили, не происходящие из одного из этих трёх центров.
• Классификация по долинам трёх рек («Хуанхэ, Янцзы, Чжуцзян»). Эта классификация была создана в основанной в 1909 году в Шанхае Ассоциации Цзинъу впервые предпринявшей попытку систематического научного изучения ушу. Однако в данную схему не укладываются стили, распространённые в регионах, через которые ни одна из этих рек не протекает, да и само сведение стилей в группы выглядит довольно искусственным.
• Разбиение на стили, предпочитающие ведения боя на дальней дистанции — «чанцюань», и стили, предпочитающие ведение боя на короткой дистанции — «дуаньда». В эту схему не укладываются многочисленные стили, в которых бой ведут как на длинной, так и на короткой дистанции.
Наиболее распространенные в КНР стилей Ушу:
Стиль: Шаолиньцюань («Кулак Шаолиня»)
Когда и где возник: Зародился в V-VI веках в монастыре Суншань Шаолинь, в провинции Хэнань (административный центр - Чжэнчжоу) в уезде Дэнфэн.
Характеристика: Характеризуется пятью иероглифами: «храбрость» (преобладание наступательных техник), «гибкость» (высокие удары ногами, быстрый переход из низких стоек в высокие), «быстрота» (расчет на реакцию и молниеносность), «свирепость» (ставка на развитую волю к победе) и «подлинность» (отсутствие отвлекающих маневров).
Стиль: Багуачжан («Ладонь Восьми Триграмм») .
Когда и где возник: Современный вариант возник в 20-х - 50-х годах XIX века в уезде Вэньань провинции Хэбэй.
Характеристика: Создатель стиля, мастер Дун Хайчуань объединил местные приемы ушу.
Применение боевой техники в постоянном круговом перемещении. Все движения связаны между собой и как бы переходят одно в другое. Есть направления, где «хождение по кругу» выделяется в самостоятельное упражнение, а боевую технику отрабатывают в прямолинейных движениях.
Стиль: Бацзицюань («Кулак Восьми Пределов»).
Когда и где возник: Основателем считается мастер Хонг Ченг, живший в период с 1712 по 1802 годов в Северном Китае. По традиции, основатель стиля обучился его основным приемам у легендарного мистика, последователя Даосизма, по имени Лай Коу Юан.
Характеристика: Главные приемы - короткие удары и движения руками, выполняемые вплотную к туловищу. Отличается отрывистым ритмом и хитроумными атаками, жесткостью, неожиданностью и взрывным характером движений.
Стиль: Ицюань («Кулак воли»)
Когда и где возник: Стиль основал последователь так называемого внутреннего направления Ушу, из уезда Шэнь (провинция Хэбэй) Ван Сянчжай (1885-1963), руководствуясь наставлениями мастера стиля синъицюань Го Юньшэня.
Характеристика:Характерны «взрывные» удары и перемещения, несимметричная стойка со смещенным центром тяжести, что позволяет вкладывать в удар вес всего тела за крайне малый промежуток времени. Особенно эффективен в ближнем бою.
Стиль: Тайцзицюань («Кулак Великого Предела»)
Когда и где возник: Трансформация стиля в оздоровительную гимнастику началось в XIX веке, когда в Пекин прибыл мастер тайцзицюаня Ян Лучань. В XIX веке из-за появления в Китае огнестрельного оружия, роль ушу в военном деле уменьшилась. Ян Лучань стал преподавать тайцзицюань как искусство улучшения здоровья.
Характеристика: Особенностью стиля являются мягкие, «обволакивающие» движения руками и ногами, использование кинетической энергии. Постепенно из боевого искусства тайцзицюань трансформировался в оздоровительную гимнастику, в качестве которой популярен ныне в КНР и многих других странах.
По материалам сайтов
|