В своей школе тайцзицюань по отношению к туйшоу я придерживаюсь тактики постоянного прочного контакта с противником, делая упор на использование техник пэн и као (упоры предплечьем и плечом), а также согласованной работе рук и ног, используя подсечки и заступы за ноги противника. Мою манеру можно назвать более жесткой, в отличие от тех, кто полагается предпочтительно на технику люй (пропускание). Техника люй не всегда эффективна при спарринге на ограниченном пространстве и должна использоваться дозировано, с возможно меньшей амплитудой, что позволит легко пропустить атаку нападающего и одновременно создать сильную «пружину» для последующей контратаки. Я также стремлюсь делать меньше шагов во время свободной парной работы, предпочитая работу корпуса и рук. При этом соблюдается «укоренение» (опускание центра тяжести), что придает телу устойчивость, а атакам силу. Непременно постоянно поддерживается в теле ощущение «держания столба» или так называемое «натяжение луков». Когда макушка тянется вверх, а копчик – вниз; лопатки прижаты, плечи и локти опущены, а колени разведены. Дыхание в таком «силовом» туйшоу используется абдоминальное (обратное), тоесть на вдохе живот втягивается, а во время атаки, на выдохе, выталкивается. Движения в туйшоу являются естественной реакцией на действия противника с целью поддержания гармонии и равновесия, а не попытки выполнения задуманного приема. Что касается манеры передвижения в туйшоу, то некоторые мастера предлагают представлять себя катящимся мячом или колесом. Я предлагаю представить не мяч, а перевернутую пиалу, которая "ездит" по поверхности стола. Она легко скользит и в то же время ее очень тяжело перевернуть. Когда такую пиалу толкают, она отодвигается назад либо вращается. Необходимо каждое движение противника использовать против него, заставляя его путаться в своих руках и скрещивать или отрывать ноги от пола для последующего фа цзин (выброса силы). Любое техническое действие заканчивается броском или отбрасыванием противника. При этом следует разорвать контакт с его телом, чтобы не последовать за ним и сохранить ровновесие, вернув энергию себе. P.S.: Мы не используем в парной работе заломы, используя лишь движения самого противника, подтягивая или подталкивая его. Это и есть "мягкий" гуманный стиль. Конечно проще вывернуть противнику палец или запястье и вести его туда, куда вам будет угодно, но это не путь достижения гармонии, а дидакт своей агрессивной воли. Такие приемы в моей юности считались, пардон, "бабскими", но, в то же время являются основной тактикой боя в айкидо и дзю-дзюцу. И, возможно, в жестокой схватке стоит использовать заломы суставов и атаки в болевые точки противника, но для совершенствования и гармонизации этот путь не приемлем. В китайском ушу существует отдельный раздел, называемый цинна, - это система заломов, которые существуют и в технике тайцзицюань, но не в туйшоу. Да, легко выполняя парную работу, завершить прием заломом, но лучше этого не делать, побеждая, не причинив страданий противнику. Ведь сам основатель айкидо О-сенсей Морихеи Уэсиба говорил, что "нет противников, есть партнеры"! Автор: Воробьев Р.В.
|