МЫШЛЕНИЕ - Почему ты так предубежден против мышления? - спросил у Мастера философ. - Ведь мысль - единственный инструмент, с помощью которого мы можем упорядочить мир. - Верно. Но мысль может так здорово упорядочить мир, что ты никогда его больше не увидишь. Мышление - экран, а не зеркало. Вот почему вы живете в коконе мыслей, не ведая о том, что существует Реальность. ГРЕХ Самым поразительным и сбивающим с толку в учении Мастера было утверждение, что грешники ближе к Богу, чем праведные. Вот как Мастер объяснял это: Бог на Небесах держит каждого человека с помощью особой струны. Если человек согрешил, струна рвется. Бог снова связывает ее, делая узелок, - и так она становится короче, а человек - ближе к Богу. Кто снова и снова грешит, тот постоянно укорачивает струну - и с каждым новым узелком становится все ближе к Богу. ИСЦЕЛЕНИЕ Мастер спросил человека, который пришел к нему за помощью: - Ты в самом деле хочешь исцелиться? - Иначе разве бы я пришел к тебе? - Но сюда многие приходят. - И все они приходят за исцелением? - Нет. Исцеление болезненно. (на самом деле они приходят ) за утешением. Желающий исцелиться без боли похож на того, кто за прогресс без реформ. ДОКТРИНА Один посетитель, придя к Мастеру, заявил, что ему нет нужды искать Истину, ибо он уже нашел ее в своей религии. Мастер сказал ему на это: - Жил-был студент, так никогда и не ставший математиком: он всецело полагался на ответы в конце учебника - и уж конечно, все они были правильными. ПРОИСХСЩЦЕНИЕ У одной ученицы был день рождения. - Что бы ты хотела получить в подарок? - спросил ее Мастер. - То, что принесло бы мне просветление, - ответила девушка. Мастер улыбнулся. - Скажи мне, моя дорогая, в твой день рождения ты пришла в этот мир, как небесная звездочка, или вышла из него, как выходит из дерева листик? Весь день размышляла ученица над вопросом Учителя. И вдруг она увидела ответ и обрела просветление. РАЗОБЛАЧЕНИЕ - Какой, по-вашему, самый важный религиозный вопрос? - спросил Мастер. Тотчас посыпалось: - Существует ли Бог? - Кто такой Бог? - Что такое путь к Богу? - Есть ли жизнь после смерти? - Все это не то, - отмахнулся Учитель. - Самый важный вопрос - "кто я?". Ученики поняли, на что он намекал, когда нечаянно услышали, как он спрашивает проповедника: - Значит, вы говорите, что после смерти ваша душа будет в раю? -Да. - А тело будет в могиле? -Да. - А где же, позвольте спросить, будете вы? ИДЕНТИФИКАЦИЯ - Я хочу увидеть Бога. - Он прямо перед тобой, - сказал Мастер. - Почему же я Его не вижу? - Почему глаз не видит себя? - ответил Мастер. Позже он объяснил: - Просить Бога открыться - все равно что просить нож поранить себя или зуб - укусить себя самого. ВОСПРИЯТИЕ - Любое слово о Боге, любое изображение Бога - скорей удаление от истины, чем ее свидетельство. - Как же тогда говорить о Боге? - Молча. - А почему ты сам говоришь словами? Мастер рассмеялся: - Когда я говорю, не слушай слова. Слушай безмолвие. СМЫСЛ Путешественник обратился к одному из учеников: - Я проделал длинный путь, чтобы послушать Мастера. Но я не нахожу в его словах ничего необычного. - Не слушай слова. Схватывай суть. - Как это? - Схвати предложение, которое он произнесет. Потряси его хорошенько, пока не выпадут все слова. То, что останется, зажжет твое сердце. ТИШИНА Иногда от наплыва посетителей в монастыре становилось шумно. Это раздражало учеников, но не Мастера, которому, казалось, одинаково нравились и тишина, и галдеж. Недовольным ученикам он сказал однажды: - Тишина - это не отсутствие звуков, но отсутствие эго. УСЛУГА Все знали, что Мастер предпочитает действие бездействию. Но при этом он не уставал повторять, что действие должно быть "просветленным". Ученики поинтересовались, что такое "просветленное" действие. Означает ли это - "с добрыми намерениями"? - О нет, - ответил Мастер. - Разве не с добрыми намерениями обезьяна вытащила из реки рыбку, чтобы не дать ей утонуть? ПРАЗДНИК - Что даст мне духовность? - спросил у Мастера алкоголик. - Безалкогольное опьянение, - прозвучало в ответ. СВЯТОСТЬ Проповеднику, который постоянно повторял: "Нужно впустить Бога в свою жизнь", Мастер сказал: "Он всегда там был. Наша задача - постичь это" ДРУЖЕЛЮБИЕ - Что мне сделать, чтобы возлюбить ближнего? - Перестань ненавидеть себя. Ученик долго и серьезно размышлял над словами Учителя, затем вернулся и сказал: - Но я себя люблю даже слишком, я эгоистичен и тщеславен. Как мне избавиться от этого? - Относись к себе дружелюбнее, тогда твое "я" будет удовлетворено и позволит тебе возлюбить ближнего. ОТКРЫТОСТЬ Супруги были обеспокоены. Их сын отверг религиозные традиции семьи и объявил, что выбирает свободомыслие. Сказал им на это Мастер: - Не нужно волноваться. Если ваш сын действительно думает своей головой, поднимется Могучий Ветер и отнесет его туда, куда ему действительно нужно. РАБСТВО Мастер обратился к полному страхов верующему: - Чем ты так обеспокоен? - Боюсь, что мне не достичь Спасения. - А что есть Спасение? - Мокша. Освобождение. Свобода. Мастер расхохотался: - Так тебя вынуждают быть свободным? Заставляют принимать освобождение? В это мгновение человек навсегда избавился от страха. СОКРОВИЩНИЦА Ученик прибыл из далекой страны. Мастер спросил его: - Что ты ищешь? - Просветление. - У тебя есть собственная сокровищница. Зачем искать вне дома? - А где моя сокровищница? - Жажда поиска, охватившая тебя. В тот же миг ученик стал просветленным. Спустя несколько лет он говорил друзьям: - Откройте свою собственную сокровищницу - и наслаждайтесь своим собственным богатством. СЛОВА Ученики увлеченно обсуждали изречение Лао-цзы: "Тот, кто знает, не говорит; тот, кто говорит, не знает". Когда зашел Учитель, они спросили его, что означают эти слова. - Кто из вас знает, как пахнет роза? - задал он вопрос. Все знали. Тогда он предложил: - Расскажите об этом. Никто не сказал ни слова. Просветление нельзя достичь. Его нельзя взять в руки. Его также нельзя потерять. ДИСЦИПЛИНА Ученикам хотелось знать, какую медитацию практикует Мастер по утрам в саду. - Когда я смотрю внимательно, то вижу куст распустившихся роз. - Зачем смотреть внимательно, чтобы увидеть куст роз? - спросили озадаченные ученики. - Чтобы увидеть розы, а не их образ, - ответил Мастер. УМЕРЕННОСТЬ Известно, что Мастер постоянно твердил ученикам: - Вы не должны от меня зависеть. В противном случае потеряете связь со своим внутренним Источником. Он нередко повторял: - Есть три вещи, которые опасны, если находятся слишком близко, бесполезны, если слишком далеко, и благоприятны на умеренном расстоянии. Это огонь, власть и духовный учитель. Мастер, казалось, ничем не отличался от других, и лишь проницательный человек был способен увидеть его необычайность. Мастер мог быть встревоженным и подавленным, в зависимости от обстоятельств. Он мог и смеяться, и рыдать, и приходить в ярость. Он любил хорошо поесть, не отказывался от спиртного и даже с удовольствием провожал взглядом миловидных женщин. Когда путешественник сказал одному из учеников, что Мастер вовсе не "святой", тот отпарировал: - Одно дело - быть праведным. И совсем Другое - казаться им. ВСХОДЫ Странствующий духовный искатель спросил Мастера, как отличить лжеучителя от истинного. Ответил Мастер: - Хороший учитель обучает практике, плохой - только теории. - А как мне отличить хорошую практику от плохой? - Так же, как фермер отличает хорошие всходы от плохих. НЕ-ПОЗНАНИЕ Говоря о познании Бога, Мастер заметил: - Когда есть Бог, нет меня. Кто тогда познает? - Значит, познание Бога есть не-познание? - Это как сон, - ответил Мастер. - Ты поймешь, что спал, только когда проснешься. ТАЙНА Однажды Мастер рассказал историю о старинной чаше, которая с аукциона ушла за целое состояние, а до того принадлежала бродяге, закончившему свои дни в нищете. Бродяга понятия не имел об истинной цене самой чаши, в которую ему бросали жалкие гроши. Ученик спросил Мастера, что символизирует эта чаша. - Твое "я"! - был ответ. Ученик не понял, и Мастер объяснил: - Ты слишком высоко ценишь грошовые знания, полученные тобой из книг и от учителей. Лучше обрати внимание на сосуд, в котором их хранишь. УКЛОНЕНИЕ Посетитель рассказал Мастеру историю о святом, который хотел проведать умирающего друга, но боялся идти к нему в темноте. И он обратился к солнцу: "Во имя Бога, оставайся на небе, пока я не дойду до деревни, где лежит при смерти мой друг". И солнце застыло в небе, пока святой не достиг деревни. Мастер улыбнулся: - А не лучше было бы этому святому преодолеть страх темноты? СУЖДЕНИЕ - Как научиться прощать? - Не суди - и не придется прощать. МЕТОД ПРОБ И ОШИБОК - Как определить, что взять для доски - гвоздь или шуруп? Загони гвоздь в доску. Если доска треснула, значит, нужен был шуруп. БЕЗУМИЕ Ученики часто просили Мастера рассказать о его собственном опыте просветления. Он отмалчивался. Им было известно одно: когда младший сын Учителя спросил, что почувствовал его отец в момент просветления, тот ответил: "Я почувствовал себя дураком". Мальчик спросил, почему так, и Мастер сказал: - Знаешь, сынок, на что это похоже? Ты изо всех сил стараешься вломиться в дом: карабкаешься по лестнице, разбиваешь окно, - а потом выясняется, что дверь-то была не заперта. Ты - то, что думаешь о себе. Когда меняется твое представление, меняешься и ты. МЕЛОЧИ Однажды журналист спросил Мастера: - Что наиболее характерно для современного мира? Мастер тотчас ответил: - Ежедневно люди узнают все больше о Космосе и все меньше о себе. Астроном хотел поразить Мастера чудесами современной науки. Слушая его, тот вдруг сказал: - Из миллионов загадочных явлений Вселенной - черных дыр, квазаров и пульсаров - самое загадочное, самое невообразимое - человеческое "я"! ТВОРЧЕСТВО - Какое высшее деяние может совершить человек? - Сидеть и медитировать. Но самого Мастера редко видели сидящим в медитации. Он постоянно был занят - работал по дому и в поле, встречал посетителей и писал книги. Даже вел бухгалтерский учет в монастыре. - Почему тогда ты проводишь все свое время в работе? - Когда работаешь, нет нужды сидеть и медитировать. "Мудрые не боятся смерти", - говорил он. - Почему (просветленный) человек так легко рискует жизнью? - спросили его однажды. - А почему он так мало беспокоится о свече, которую гасит на рассвете? ДОВОД - Существует ли Бог? - спросил как-то Мастер. - Да-а, - хором ответили ученики. - Неверно, - сказал Учитель. - Не-ет, - снова пропели ученики. - Опять неверно, - сказал Мастер. - Какой же ответ? - недоумевали ученики. - Ответа нет. - Почему нет? - Потому что нет вопроса, - заключил Мастер. Позже он объяснил: - Если нам нечего сказать о Нем, если Он за пределами всякого понимания, то как мы можем о Нем спрашивать? Ученики никак не могли понять, по каким критериям Мастер соглашался учить одних и отказывал другим. Разгадка к ним пришла, когда однажды они услышали слова Мастера: - Не пытайтесь учить свинью петь. Вы зря потратите время. И разозлите свинью. ОТКРЫТИЕ Однажды между учениками разгорелась дискуссия о полезности чтения. Одни считали чтение потерей времени, другие с этим не соглашались. Решили узнать, что думает Мастер. - Приходилось ли вам когда-нибудь встречать на полях книги наспех сделанные заметки, которые оказывались не менее содержательными, чем сама книга? - спросил Учитель. Ученики утвердительно кивнули. - Жизнь, - сказал Мастер, - одна из таких книг.
|