Современный
цигун (буквально, "работа с ци") в древности назывался по-разному:
ту-на, дао-инь, син-ци, фу-ци, ши-ци, лянь-ци, цзинь-цзо, цзо-тань или
нэй-гун (внутренняя работа) - и является особой практикой укрепления
здоровья. Ею своеобразие заключается в комплексной тренировке
организма, воли, энергии ци и дает отличные результаты в укреплении
здоровья и профилактики заболеваний. Цигун
в Китае имеет более чем 2000-летнюю историю. Рассуждения о цигун
имеются в памятнике культуры "Путь ци" Юй Пэймина, написанном где-то в
380 г. до н.э. В "Чжуан-цзы" и знаменитом "Дао да цзине" Лао Цзы также
есть комментарии к цигун. А в специальных медицинских трактатах более
подробно описывается практика цигун. Направлений цигун множество, здесь мы рассмотрим пять основных: медицинское, конфуцианское, буддийское, даосское и воинское. Медицинский цигун ставит перед собой цель укрепления здоровья, профилактики заболеваний и лечения болезней. Основная цель конфуцианского цигун заключается в "реставрации тела и пробуждении энергии ци". Цель даосской практики - "учесть и душу и тело", "влиять на жизнь", а также восстановить "непорочность и недеяние". Буддийское направление больше беспокоится о "закалке души и ее освобождении". Воинский цигун призван укреплять здоровье и повышать уровень боевого мастерства. Хотя
современная гимнастика цигун и относится к лечебно-оздоровительной
практике, тем не менее она по-прежнему остается одной из составных
частей боевых искусств, с помощью которой укрепляется скелет,
увеличивается сила ударов. Более того, методика внутренних школ
неразрывно связана с использованием энергии ци, и поэтому все известные
школы ушу издавна уделяют самое пристальное внимание работе с ци. Основное
содержание гимнастики цигун заключается в гармонизации тела с
использованием различных положений и cтоек, гармонизации души с
использованием вхождения в транс или медитации и регулировке дыхания
(вдох-выдох). Для этого практикуют такие позы: сидеть ровно; сидеть
поджав ноги "по-турецки"; сидеть поджав одну ногу; лежать на спине;
лежать на боку, стоять ровно или ходить. Существуют следующие такие
медитации: методика защиты мысли (высочайшая концентрация мысли на
определенных точках тела); методика слежения за дыханием (мысль
сосредоточена на дыхании); методика подсчета дыханий (один вдох и выдох
считать как одно дыхание); методика "слушать дыхание" (постараться
услышать, как входит и выходит ци во время вдоха и выдоха). Дыхание
тоже имеет несколько разновидностей: естественное; вызывающее вдох;
попутное; встречное; с задержкой; вдох через нос, выдох через рот;
дыхание, контролирующее кровеносные сосуды; скрытое дыхание; ярко
выраженное дыхание. Кратко
рассмотрим важнейшее содержание методик цигун. В практике ту-на
(выбрасывать и удерживать) главным является тренировка дыхания; в
системе цзин-гун (работа с покое) основное - это обучение спокойствию;
практика дао-инь (руководить и растягивать) подразумевает "руководить и
растягивать" мысли; практика чжань-чжуан-гун (стояние столбом или
стоячая свая) предполагает длительные тренировки в позе "стояния
столбом"; двигательные тренировки и упражнения покоя объединены
термином дун-гун (работа в движении). Для улучшения циркуляции ци
применяется самомассаж и другие практики. В воинском цигун за основу
взят чжань-чжуан-гун, т.е. стояние столбом. Его описание таково: ноги
расставить на ширину плеч, колени слегка согнуть, корпус держать прямо,
подбородок чуть приподнять, но не заваливать внутрь; поясницу и плечи
расслабить, руки вытянуть вперед и вверх, ладони направлены вверх.
Дышать свободно и непринужденно, вдох легкий и короткий, выдох
напряженный и продолжительный. Как видим, методик цигун много, а их требования и специфика различны.
Тем не менее их объединяют общие требования:
1. Тренировать и сохранять покой, расслабленность и естественность. Мысли и тело непременно должны быть спокойны расслаблены.
2.
Воля и и энергия ци взаимно дополняют и проникают друг в друга. Проводя
через центр дань-тянь мысли и дыхание, добиваются того, что они
сливаются в едином потоке, дыхание становится мягким, тонким, ровным и
продолжительным; вдох с затяжкой; выдох еле заметен. Следует достичь
такого состояния, когда ци погружается в дань-тянь, воля и и энергия ци
переливаются друг в друга.
3. Чередование тренировок и отдыха. После 10-20 минутных занятий остановиться и перейти к обычному дыханию,
4.
Сочетание движения и покоя. После статической тренировки цигун
непременно следует подвигаться 1-2 минуты, например, заняться тайцзи
цюань.
5. Постепенность и последовательность. Заниматься следует спокойно и естественно, а не гнаться за быстрым успехом.
6. Каждому свое. В соответствии с обстановкой каждый выбирает себе подходящую методику.
7. Настойчивость и постоянство. Заниматься необходимо настойчиво и регулярно, только тогда можно рассчитывать на успех.
8. Вести умеренный образ жизни. Практикуя цигун, необходимо во всем соблюдать меру и удерживать себя от соблазнов.