Многообразие стилей китайского ушу
В Китае существовали два Шаолиньских монастыря. Наиболее известен
Северный Шаолинь в провинции Хэнань, который функционирует до сих пор и
является родиной шаолиньцюань. Но существовал и Южный Шаолинь в провинции
Фуцзянь, который был основан на четыре столетия позже своего северного брата
и закончил свое существование в конце прошлого века после очередного пожара.
Китайская традиция называет Южный Шаолинь центром всех южных стилей ушу, но
сегодня понятие "южный кулак" (наньцюань) объединяет пять стилей провинции
Гуандун, а по существу южное ушу в Китае отличается не меньшем
разнообразием, чем северное. Многие гуандунские и фуцзяньские стили сложились под влиянием северного
ушу, появившись на юге Китая вместе с переселенцами. По существу, это просто
ассимилированные северные школы ушу . Многие северные стили, получившие
распространение на юге, назывались по фамилиям основавших их кланов и
обозначались термином "учение" (цзяо).
Гуандун является центром "пяти великих южных стилей ушу". К ним
относятся хунцзяцюань, моцзяцюань, фоцзяцюань и цайцзяцюань; все они были
основаны в XVIII- начале XIX века. Как правило, какое-нибудь отдельно взятое
таолу принималось за канон школы, тщательно изучалось, досконально
перерабатывалось и в конце концов превращалось в самостоятельный стиль. Все
гуандуские стили отличались резким, жестким выбросом силы, характерными
сочетаниями коротких и длинных ударов руками, многочисленными подскоками,
низкими стойками, ударами ноги в живот и пах.
В XIX в результате объединения трех гуандунских стилей мастером Чэнь
Хэном образовался еще один -- цайлифоцюань (на южно-китайском диалекте --
чойлифут). Чэнь Хэну удалось не только механически соединить движения и
объединить их общей практикой боя и тренировки, но и создать духовную основу
стиля, структуру передачи традиции, позволявшую бойцу самостоятельно
создавать новые приемы непосредственно в процессе поединка, оставаясь
внутренне свободным.
Чэнь Хэн начал заниматься ушу у своего отца стилем фоцзяцюань,
распространенным среди народных буддийских сект. Немалый упор в обучении
фоцзяцюань делался на овладение специальными упражнениями, способствующими
циркуляции ци в организме. Этот стиль включал в себя много ударов ногами и
прыжков, что не было характерно для большинства южных стилей. Впоследствии
важнейшей составной частью в цайлифоцюань вошел принцип пронзающего удара --
короткого, резкого удара с подскоком.
В ходе странствий по югу Китая Чэнь Хэн встретился с Ли Юшанем,
прозванным за крепость своего тела Алмазным Ли. В течение шести лет
совместных тренировок Чэнь Хэну была передана техника школы лицзяцюань, что
было необычно для южных стилей, передававшихся исключительно по семейной
линии. Из лицзяцюань в цайлифоцюань пришли мощные амплитудные удары
предплечьями, размашистые удары кулаком наотмашь, большинство ударов
ладонями.
Благодаря Алмазному Ли Чэнь Хэн познакомился с монахом Цай Фу и перенял
от него технику цайцзяцюань, отличавшуюся длинными ударами предплечьями и
низкими, растянутыми стойками. Таким образом, Чэнь Хэн не просто овладел
тремя стилями, но и по каждому их них считался преемником школы. Созданный
им цайлифоцюань стал не механическим объединением многочисленных приемов, а
цельным, самостоятельным стилем, значительно превосходившим по эффективности
своих предшественников. Цайлифюцюань в равной степени сочетает мягкие и
жесткие движения, короткие и длинные удары, включает в себя подсечки,
зацепы, удары ногами, что не характерно для южных стилей в целом. Составной
частью в цайлифюцюань входят звериные комплексы, требующие концентрации на
образе животного, воспроизведения его внутреннего состояния.
Одним из наиболее популярных стилей южного ушу за пределами Китая
является юнчуньцюань (на южно-китайском диалекте -- винчунь). В качестве его
легендарной создательницы называется Ван Юнчунь (Вечная Весна). Она
переработала известные ей приемы и методы боя таким образом, чтобы стиль был
приемлемым для женщин -- были убраны почти все удары ногами и выработан
особый тип нанесения ударов рукой, при котором не требуется большой
физической силы. Правда, истоки этой техники следует искать в Южном Шаолине.
В XV веке при настоятеле Чжишане некоторые элементарные методики монашеского
ушу преподавались простому народу, и комплекс оздоровительных упражнений
также назывался юнчунь. Этот стиль рассматривали не как боевой, а как
традиционный тип народного ритуала, совмещенного с методами оздоровления.
Его основными последователями стали женщины и пожилые люди.
Во второй половине ХХ века в Гонконге мастер Ип Мэнь преподавал сильно
трансформированный стиль виньчунь, но именно этот вариант стал широко
известен на Западе, в первую очередь, в США, так как у Ин Мэня учился Брюс
Ли.
Среди стилей эмэйского направления ушу выделяются так называемые
"восемь листьев", основанные на соединении дыхательных упражнений с
даосскими и буддийскими методами психотренинга, народных боевых искусств с
воинскими приемами дворцовой элиты. Одним из первых эмэйских стилей стал
холунцюань ("стиль огненного дракона"), систематизированный в XVII веке.
Некоторые эмэйские стили связываются с именами выдающихся полководцев
древности, которые не имеют ни малейшего отношения к их созданию. Так,
чжаомэнь связывают с основателем династии Сун Чжао Куанъинем (Х век), а
юэмэнь -- с полководцем Юэ Фэем (XII век). Возможно, какие-то техники, к
созданию которых имели отношения эти легендарные люди в трансформированном
виде дошли к XIX веку до Эмэйских гор, а поиск древних корней любого
искусства весьма характерен для китайской традиции.
Присутствие иероглифа "мэнь" в названиях большинства эмэйских стилей
указывает на то, что первоначально все они были узкими, семейными
направлениями ушу, не предназначенными для широкого преподавания. Может быть
поэтому, количество сведений о них так ограничено.
Отдельное направление китайского ушу представляют так называемые
подражательные стили, ныне объединенные общим названием сянсинцюань ("кулак
образа и формы"). В китайской традиции подражание животным требовало не
только повторения внешней формы их движений, но и вхождения в их внутреннее
состояние. Бойцу не обязательно было полностью походить на какое-нибудь
животное, достаточно было изобразить несколько его характерных признаков.
Такой подход давал возможность имитировать нескольких животных сразу, не
добиваясь абсолютного сходства с ними. На первом этапе обучения следовало
имитировать внешний облик животного, что называлось "овладеть формой"; на
втором этапе происходило совмещение внешней формы и внутреннего образа.
Многие подражательные стили ушу вышли из древних ритуальных танцев
животных. Стиль обезьяны подчеркивает ее хитрость и изворотливость, стиль
журавля -- его мягкость и плавность, в стиле змеи в основу положены гибкие,
перетекающие движения, "жалящие" удары кончиками пальцев, резкие скручивания
тела.
Стиль орла изначально носил исключительно прикладной характер.
Собранные вместе и согнутые во вторых фалангах пальцы ("когти орла") могли
наносить резкие рвущие удары, бить снизу в горло.
В Китае можно встретить более десятка стилей богомола, но эти разные,
технически непохожие школы сходятся к одному легендарному истоку -- бывшему
монаху Шаолиньского монастыря Ван Лану, жившему в конце XVII века. Для стиля
богомола характерна особая позиция кистей рук -- так называемый "крючок
богомола", при котором рука согнута в запястье, большой и указательный
пальцы соприкасаются, остальные подогнуты к центру ладони. Такая позиция
позволяла выполнять мощные удары наотмашь и зацепы за руки противника. Все
комплексы выполняются с явно выраженной аритмией: боец подолгу застывает на
месте в низкой, растянутой стойке, немного покачиваясь на ногах, как
богомол, готовящийся к решительной атаке. Все многочисленные стили богомола
подразделяются на три направления -- "жесткий богомол", "мягкий богомол" и
"комплексный богомол".
На подражании тигру основаны два стиля -- хусинцюань (стиль формы
тигра) и хуцюань (стиль тигра). Первый достаточно точно копирует не только
манеру боя, но и повадки тигра -- резкие броски вперед, могучие рвущие удары
лапами. Во втором больше подражают яростной силе, исходящей от тигра, и
тренируют особый тип выброса силы, когда боец в быстром прыжке приближается
к сопернику и наносит короткий удар с помощью жесткого усилия.
Древние танцы послужили истоком для создания не только "животных"
стилей, но и стилей, имитирующих то или иное состояние человека. Наиболее
известны из них стиль пьяницы (цзуйцюань) и стиль сумасшедшего
(фэнкуанцюань). Легендарными основателями цзуйцюань считаются поэт Ли Бо и
герой классического романа "Речные заводи" Лу Чжишэнь. Стиль базируется на
великолепном владении собственным телом, к которому прибавляется
пластичность внутреннего состояния. Боец реально перевоплощается в пьяного,
не теряя при этом ясности сознания. Современный цзуйцюань стал более
игровым, акробатическим, приобрел показательные черты.
|